+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 7 — 13 декабря 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 7 — 13 декабря 2019 г.

15.12.2019 22:10:00


Мониторинг аналитики за 7 — 13 декабря 2019 г.

Воинский учет по новым правилам


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 742 (далее — постановление № 742) изложено в новой редакции Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1662 (далее — Положение).

Напомним, что Законом Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. № 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» были внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон № 1914-XII). В том числе некоторые изменения претерпели и нормы главы 3 «Воинский учет призывников и военнообязанных» Закона № 1914-XII.

Общие положения

Согласно п. 1 новой редакции Положения этим документом определяется порядок организации работы по ведению воинского учета местными исполнительными и распорядительными органами, приписки граждан Республики Беларусь к призывным участкам, ведения воинского учета граждан в военных комиссариатах, обособленных подразделениях военных комиссариатов, местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности и городах (поселках), где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), а также в государственных органах, организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее — организации).

В новой редакции Положения установлено, что целью воинского учета является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности. В свою очередь, основными задачами воинского учета являются:

•определение количественного и качественного состава призывных и военнообязанных ресурсов в интересах их рационального и эффективного использования для обеспечения обороны и военной безопасности государства;

•документирование сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Новое в налоговом законодательстве и Основных направлениях бюджетно-финансовой и налоговой политики


31 октября 2019 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411). Указ № 411 уточняет отдельные вопросы налогообложения с учетом правоприменительной практики.

Так, отменяется требование о прохождении облигациями белорусских организаций, эмитированными с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. и размещенными у инвесторов, являющихся иностранными организациями, процедуры листинга и (или) допуска к обращению на бирже.

Кроме того, освобождаются от уплаты подоходного налога те доходы, которые в виде оплаты (возмещения) расходов принимающей стороной получены работниками, направленными на обучение за границу. Освобождаются также от обложения подоходным налогом фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей и др. (см. подробнее статью А. Александрова «Об освобождении от подоходного налога командировочных расходов»).

Для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю, отменяется обязанность представлять документы, подтверждающие приобретение товаров, при их перевозке, хранении и реализации.

Также Указом № 411 определен общий порядок налогового обязательства (исходя из однократной налоговой базы) на единый налог на вмененный доход при выявлении налоговым органом факта неуплаты этого налога в налоговых периодах до 1 января 2019 г.

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»


Об освобождении от подоходного налога командировочных расходов


Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411), в частности, подготовлен в целях урегулирования вопросов освобождения от подоходного налога расходов нанимателя при направлении работников в служебные командировки, на обучение за границу, а также доходов в виде дивидендов.

Изменения в порядке освобождения доходов, связанных со служебными командировками

С 23 марта 2019 г. изменились порядок и размеры возмещения командировочных расходов, в том числе за пределы Республики Беларусь, согласно Положению о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 (далее — Положение № 176).

До этого применялись:

Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35;

Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 (далее — Инструкция № 115).

Так, в соответствии с Положением № 176 с 23 марта 2019 г.:

•возмещение расходов по найму жилого помещения как в пределах Республики Беларусь, так и за границей может осуществляться без представления подтверждающих документов;

•нанимателю предоставлено право возмещать расходы на такси, а также затраты, связанные с арендой автомобиля за границей, в пределах места командировки при представлении подтверждающих документов;

•для командированных водителей, осуществляющих автомобильные перевозки, предусмотрена общая выплата в сутки для компенсации расходов по найму жилого помещения и за проживание вне места жительства (суточные) без представления подтверждающих документов.

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист


Новеллы предоставления и привлечения займов


Новации в регулировании предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» (далее — Указ).

Рассмотрим изменения в государственном регулировании привлечения и предоставления займов коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческие микрофинансовые организации (ломбарды)

В отношении коммерческих микрофинансовых организаций (ломбардов):

1) изменены подходы к формированию их уставного фонда: он должен быть сформирован путем внесения денежных средств в размере не менее минимального размера уставного фонда, установленного Национальным банком Республики Беларусь.

Справочно:

согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 ноября 2014 г. № 692 «Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр микрофинансовых организаций, минимального размера уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра микрофинансовых организаций» минимальный размер уставного фонда составляет 50 тысяч рублей и может быть сформирован как денежными средствами, так и неденежным вкладом.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Учет основных средств в бюджетных организациях


Основные средства учитываются на субсчетах сч. 01 «Основные средства».

Для обобщения информации об амортизации используется субсчет 020 «Амортизация основных средств» сч. 02 «Амортизация основных средств».

Записи по сч. 01 и 02 должны быть увязаны с записями по сч. 25 «Фонд в основных средствах» (кредитовый остаток сч. 02 + кредитовый остаток сч. 25 = дебетовый остаток сч. 01).

Кредитовый остаток сч. 25 показывает остаточную стоимость основных средств.

В пункте 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 60 (далее — Инструкция № 60), приведен перечень объектов, учитываемых по каждому субсчету.

Аналитический учет основных средств ведется в разрезе источников их приобретения (средства бюджета, средства предпринимательской деятельности, целевые средства, безвозмездно), материально ответственных лиц (в централизованных бухгалтериях — материально ответственных лиц и обслуживаемых организаций), мест нахождения (эксплуатации) по каждому инвентарному объекту в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета. Определение термина «инвентарный объект» приведено в п. 6 Инструкции № 60.

Каждому поступившему в организацию инвентарному объекту основных средств, кроме библиотечных фондов, при принятии к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный номер. Порядок присвоения инвентарного номера определен в п. 7 Инструкции № 60.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Взыскание нанимателем с работника ущерба, причиненного некачественно выполненной работой


Как правило, причиной ненадлежащего качества проектно-сметной документации является недостаточный контроль над выполнением проектных и изыскательских работ со стороны главного инженера (архитектора) проекта. Взысканные с проектировщика в таких ситуациях в пользу заказчика пени, неустойка, штраф могут быть взысканы в порядке регресса с данного работника, по чьей вине нанимателю причинен ущерб.

Пример 1

Гражданин занимал должность главного инженера проекта в проектной организации. В рамках заключенного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ организация выступала генеральным проектировщиком. В результате исполнения договора в период работы главного инженера была разработана проектно-сметная документация, согласованная главным инженером и переданная на экспертизу. Проектно-сметная документация экспертизу не прошла, по данной причине с организации заказчиком была взыскана пеня за просрочку выполнения работ, договор был расторгнут. Главный инженер из организации уволился.

Возникает вопрос: может ли организация-проектировщик взыскать с бывшего главного инженера сумму уплаченной пени как ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей?

Нормативное регулирование

Ранее основные права и обязанности главного инженера (главного архитектора) проектов содержались в ТКП 45-1.02-120-2008 «Порядок организации управления проектированием. Главный инженер (главный архитектор) проектов» (далее — ТКП 45-1.02-120-2008). Данный ТКП был отменен с 14 ноября 2018 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 ноября 2018 г. № 239 без принятия нового правого документа. По данной причине основными нормативными правовыми актами, регламентирующими права и обязанности главного инженера (главного архитектора), в настоящее время являются его должностная инструкция и Трудовой кодекс Республики Беларусь.

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
юрист


О системе правового регулирования цифровой экономики Республики Беларусь

Проведем системный анализ современных источников правового регулирования цифровых преобразований в сфере экономики, а также существующих проблем в этой новой сфере общественных отношений в Республике Беларусь и путей их решения.

Использование цифровых технологий в экономике — одно из актуальнейших направлений современности. Поэтому возникает необходимость в научной и практической оценке существующей в Республике Беларусь системы и видов нормативных правовых актов (источников правового регулирования и их уровней) по названной теме.

Основной Закон

На уровне Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) вопросы правового регулирования цифровой экономики непосредственно не решаются. Но в Основном Законе нашего государства достаточно много правовых норм, регулирующих отношения, связанные с экономикой и правом. В частности, уместно напомнить, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. А государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства Республики Беларусь (ст. 7). Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ст. 13).

Поэтому можно смело утверждать, что правовое регулирование цифровой экономики находится в конституционном поле.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, медиатор, директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур юридического факультета БГУ, национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, заместитель председателя ОО «Белорусский республиканский союз юристов», старший научный сотрудник Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор


Разрабатываем методику управления дебиторской задолженностью по «возрастной» структуре


Каждая компания старается контролировать величину дебиторской задолженности. Характер изменения ее показателей удобнее всего анализировать посредством формирования «возрастной» структуры дебиторской задолженности: это позволит увидеть состояние расчетов с контрагентами, отследить изменение спроса на продукцию и разработать систему разумных скидок и кредитную политику, направленную на улучшение финансовой устойчивости компании.

Дебиторская задолженность — явление двойственное. Ее наличие на предприятии, с одной стороны, свидетельствует о потенциальных доходах, с другой — об отвлеченных из оборота средствах. С одной стороны, рост дебиторской задолженности сигнализирует об увеличении объема продаж, с другой — о финансовой зависимости от контрагентов. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, предприятия должны разрабатывать особую финансовую политику управления дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее структуры и срока инкассации, дабы сохранить свое финансовое благополучие.

Наиболее содержательный подход к мониторингу состояния расчетов с дебиторами — формирование «возрастной» структуры дебиторской задолженности. Проводить инвентаризацию расчетов с контрагентами легче, если известен период возникновения задолженности.

На примере предприятия «Х» рассмотрим дебиторскую задолженность с применением АВС-анализа. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями осуществляется в разрезе товарного и потребительского кредита.

<...>

Анна НОЙМАН


Об изменениях в методике начисления амортизации у организаций, банков и НКФО


Для устранения пробелов и неточностей в регулировании порядка начисления амортизации проектом постановления «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» предусмотрены, на наш взгляд, существенные новшества в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее — Инструкция).

Большинство предлагаемых изменений связано с конкретизацией существующих норм. Например, с целью конкретизации видов амортизируемого имущества п. 2 Инструкции изложен в новой редакции, определяющей, что под основными средствами и нематериальными активами понимаются активы, числящиеся на счетах бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, а также доходных вложений в материальные активы, в том числе инвестиционной недвижимости.

Терминология

Ввиду наличия различной терминологии, применяемой в бухгалтерском учете лизинговых операций банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и иными организациями, проектом предусмотрен отдельный порядок применения норм Инструкции при начислении амортизации по предметам лизинга банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Какие налоги и кому необходимо пересчитать «задним числом» согласно Указу от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении»


Отдельные положения Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» (далее — Указ) распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января и с 23 марта 2019 г., поэтому мы возвращаемся в прошлые налоговые периоды и считаем заново.

Подоходный налог

С 23 марта 2019 г. при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки на территории Республики Беларусь за ее пределы от подоходного налога освобождаются:

•суточные в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

•фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

•фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

•расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь. В случаях, когда законодательством Республики Беларусь предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;

•общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

•иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Данное освобождение распространяется на:

•работников по месту основной работы (при возмещении расходов на служебные командировки на территории Республики Беларусь и за пределы);

•работников по месту основной работы (службы, учебы) (при направлении за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации);

•членов органа управления организации (в связи с выполнением ими функций членов);

•не по месту основной работы (службы, учебы), в том числе при выполнении работ (оказании услуг) по гражданско-правовым договорам, если такие выплаты предусмотрены указанными договорами.

Командированные работники, с которых после 23 марта 2019 г. был удержан подоходный налог, имеют право на его возврат в соответствии с нормами Указа.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Взыскание дебиторской задолженности: нюансы возврата из бюджета излишне уплаченных дебитором налогов


Следует внимательно подходить к возврату/зачету излишне уплаченных (взысканных) платежей, так как их образование может свидетельствовать об упущениях сотрудников организации. У предприятий, как правило, «висят» в бюджете огромные суммы возвратов налога на добавленную стоимость и перерасчетов по налогу на прибыль, в то же время эти предприятия наращивают кредиторскую задолженность.

Рассмотрим шаги, которые предпринимал поставщик-кредитор, решения суда и особенности действия при банкротстве организаций-дебиторов.

Данная ситуация была рассмотрена судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 17 сентября 2019 г. по делу № 102-13/2019/127А/1053К).

Суть спора

Определением экономического суда города Минска открыто конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника — ООО «Г». На основании заявления ООО «Г» инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь  принято решение от 10 мая 2019 г., согласно которому в адрес ООО «Г» подлежит возврату из бюджета излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 47 998,68 руб. А 14 мая 2019 г. инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь зачла эту сумму в счет уплаты налога на прибыль, о чем направила ООО «Г» сообщение от 14 мая 2019 г.

Позиция истца

ООО «Г» обратилось в экономический суд города Минска с жалобой на действия инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, который признал незаконными действия инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Суд указал, что с учетом наличия иных кредиторов пятой очереди, имеющих преимущества на удовлетворение своих требований по сравнению с инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, нормы ст. 91 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) заинтересованным лицом не могут быть применимы, поскольку нарушают установленный ст. 86, 87, 141147 Закона порядок погашения требований кредиторов в конкурсном производстве. Проведение такого зачета возможно только в рамках одной очереди и при отсутствии у должника задолженности по обязательствам вышестоящих очередей. С этими выводами согласилась и апелляционная инстанция.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
юрист, экономист


Льготное финансирование экспортных операций: выбираем правильный инструмент


На очередном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь внимание банков обращено на активизацию их участия в процессе сопровождения внешнеторговых сделок, в том числе посредством предложения клиентам различных программ экспортной поддержки.

Политика Национального банка Республики Беларусь в части поддержки экспортеров нашла отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 402. В 2020 году Национальный банк Республики Беларусь продолжит проведение валютной либерализации, что станет фактором улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса в Республике Беларусь. Предусмотрено снятие ограничений на открытие юридическими лицами — резидентами счетов за пределами Республики Беларусь, запланирована отмена ограничений сроков возврата валютной выручки и их жесткая фиксация во внешнеторговых договорах.

Валютный мониторинг

Предусмотрены мероприятия по повышению эффективности контроля над соблюдением порядка проведения валютных операций. Решению данной задачи будет способствовать формирование системы валютного мониторинга, обеспечивающей Национальный банк Республики Беларусь оперативной и объективной информацией о состоянии внутреннего валютного рынка, а также позволяющей осуществлять контроль над потоками денежных средств при проведении валютных операций.

Следует отметить, что отмена контроля над сроками исполнения внешнеторговых контрактов и переход к соблюдению договорных сроков наряду с возможностью открытия счетов за пределами Республики Беларусь станут еще одной из эффективных мер поддержки экспорта и стимулирования использования банковских инструментов.

<...>

Наталья ПИРОЖНИК,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку