Краудфандинг в Беларуси делает первые шаги, но результаты уже говорят о том, что народное финансирование в нашей стране вполне работоспособный инструмент. Крупнейшими площадками для краудфандинга в байнете являются проект
Тематика проектов различна — кинематограф, литература, музыка, театр. «Улей» изначально не ограничивает направленность проектной деятельности, отметил директор по развитию
Например, благодаря 58 спонсорам было собрано 18 370 000 рублей для общественной организации «Покрова». Деньги пойдут на утепления кровли здания, где будет находиться Центр развития детей-сирот и особенных детей, приют для женщин с детьми.
Еще один проект — организация поездки в Минск для девушек и юношей из интерната (собрано более 17 млн рублей).
Наконец, благодаря 83 спонсорам проект собрал более 23 млн рублей на издание настольной игры
Наиболее успешными являются проекты в категории до 5 тысяч долларов: «На издание альбома, запись сингла сумма удовлетворительна, на издание какой-то книжки или журнала тоже достаточно. Под социальными проектами мы рассматриваем помощь каким-то системным центрам — например, гродненский хоспис выставил свой проект».
При этом Эдуард Бабарико считает, что в Беларуси возможно собирать средства и на более дорогостоящие проекты: «У нас есть четкое убеждение, что можно собирать и 10 тысяч, и 15 тысяч, и 20 тысяч долларов. Мы понимаем, что огромное количество команд просто не воспринимают на данный момент краудфандинг как серьезный инструмент».
Суть классического краудфандинга в том, что люди дают деньги на то, что им интересно. Например, кто-то заинтересован в выходе книги или проведении концерта и готов внести в это определенную сумму.
«Краудфандинг, — рассказал Эдуард Бабарико, — позволяет выбрать, какой продукт вам нужен, какая инновация, компания, причем выбор делается до того, как продукция производится. Каждый человек делает выбор и вносит вклад в то, что должно появиться».
Эдуард Бабарико привел пример — лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков менее чем за два дня собрал более 3 млн российских рублей на запись нового альбома на краудфандинговой платформе
Краудфандинг не является попрошайничеством, подчеркнул Эдуард Бабарико, это возможность для одного реализовать намеченный проект, а для другого — подчеркнуть его значимость, внеся свой материальный вклад.
Например, на платформе Talaka.by были собраны средства на белорусскоязычную озвучку мультфильма
Как отметил креативный директор Talaka.by Иван Веденин, изначально люди заявляют о своей готовности помочь, а затем жертвуют. Выполняется около 80% обещаний. Вообще же платформа Talaka.by поддерживает не любой проект: «Мы стремимся поддерживать проекты, значимые для общества. Наш первый вопрос, при принятии проекта на платформу — какую социальную проблему он решает».
Сейчас, например, на